Состоялась премьера долгожданного фильма Джокер: Безумие на двоих. Первая часть произвела невероятный фурор, ведь никто до этого не показывал главного преступника Готэма таким реальным. Как будто не экранизация комикса, а вполне себе фильм, основанный на реальных событиях. В общем, тогда авторы пошли на серьезный риск и не прогадали, собрав огромную кассу и кучу положительных отзывов.
Концовка оригинального “Джокера” ясно давала понять, что в продолжении мы увидим клоун-принца во всей красе. А трейлеры и посты с Леди Гагой в образе Харли Квинн только подогревали интерес. Однако после релиза, “Безумие на двоих” стало полнейшим разочарованием как для критиков, так и для большинства зрителей. Остается два вопроса – что же пошло не так, и действительно ли второй “Джокер” – это плохой фильм? Как обычно, можете не беспокоиться, спойлеров не будет.
Начнем с того, что сиквел является прямым продолжением и, своего рода, рефлексией первой части. Поэтому логично будет освежить память о событиях оригинального “Джокера”. Фильм рассказывает о несостоявшемся клоуне и стэндап-комике Артуре Флеке, который ежедневно сталкивается с насмешками со стороны коллег, прохожих и даже родной матери. В один момент у психически больного главного героя срывает крышу и он убивает трех мажоров-хулиганов в метро. Это запускает целую череду событий, результатом которых стало убийство Артуром ведущего ТВ-шоу в прямом эфире. Или все-таки это сделал Джокер – другая личность Флека и его “тень”? На этот вопрос и предстоит ответить “Безумию на двоих”.
Сиквел стартует с лечебницы Аркхама, куда поместили Артура на время расследования его злодеяний. С того злополучного вечера прошло два года, и Флек из-за лекарств полностью потерял вкус к жизни. В ожидании суда главный герой встречает в психбольнице девушку по имени Харли Квинн. Именно она смогла вновь зажечь огонь в бедняге Артуре, благодаря своей фанатичной любви к Джокеру. Но не одна Ли почитает эту безумную сторону, казалось бы, обычного человека. Для многих жителей клоун стал символом сопротивления против властей и верхушки общества в целом. Поэтому Артур, сам того не понимая, поджег фитиль, который привел к массовым беспорядкам.
В противовес Харли выступают адвокат Флека и его доктор, которые считают Джокера отдельной личностью Артура, вследствие чего обвинения в убийствах пяти человек рушатся как карточный домик. А обвинения там весомые, ведь небезызвестный прокурор Харви Дент запросил высшую меру наказания – смертную казнь. В общем, у героя с самого начала два пути – идти в след за своей возлюбленной и стать культовым клоун-принцем преступного мира или же свалить всю вину на Джокера и встать на тропу исправления. И все точки над “и” расставит неожиданная концовка, которая, поверьте, точно вас удивит.
С основным сюжетом разобрались, теперь поговорим о том, как авторы смогли передать эту внутреннюю борьбу Флека. В самом начале картины нам показали коротенький мультик в стиле Луни Тюнз, где Джокер приехал выступить на ТВ-шоу, но его же Тень хотела внимание не меньше. И в какой-то момент она сама выходит на сцену в костюме и гриме клоуна. Обманутый Артур безуспешно пытается вернуть ситуацию под контроль. Но когда в зал прибывает полиция, Тень снимает с себя одежду Джокера и отдает микрофон в руки Флека.
Этот мультик явно отсылает нас к работе известного психиатра Карла Юнга “Сознание, бессознательное и индивидуация”. В ней Юнг описывает такой архетип, как фигура Тени. Она примеряет на себя все те качества, которые личности несвойственны. И если опустить некоторые художественные моменты, то “Безумие на двоих” является прямой экранизацией этой книги.
Для всех людей в фильме Джокер появляется только один раз – в зале суда. Во всех остальных случаях клоун приходит лишь во снах и видениях Артура. Причем, это всегда были либо театральные выступления, либо ТВ-шоу. Сюжет этих представлений меняется в зависимости от того, что переживает сам Флек в этот момент. Но во всех этих фантазиях есть одно общее – это присутствие Харли Квинн. Именно она подарила герою любовь и призрачную надежду, что он наконец-то может быть счастлив. Правда, все это досталось не Артуру, а Джокеру.
Вообще, многие критики сошлись в том, что фильм скучный и невыразительный, а талант Леди Гаги не был раскрыт на 100%. Только вот с точки зрения идеи, которую в себе несет сиквел, все как раз наоборот. Это целиком и полностью рефлексивная картина с акцентом на внутреннюю борьбу человека. Тодд Филлипс вновь пошел на риск и сделал совершенно другого “Джокера”, даже по сравнению с первой частью. И единственное, что автор не стал менять, – это мрачность и реалистичность. Да, какие-то момент безусловно вызывают вопросы к режиссерской части, но назвать этот психоделический фильм плохим язык не повернется.
Отдельно отметим музыку и графическую составляющую фильма. Да, сиквел можно назвать полноценным мюзиклом. А что вы, собственно говоря, хотели с Леди Гагой в главной роли. Песни по своему дополняют основную идею фильма и помогают разобраться, что чувствует сейчас Артур и к какой стороне он больше склоняется. И да, во всех его снах также играет музыка. Что касается визуала, то тут все так же на высоте, как и в первой части. Если говорить двумя словами, то картинка передает мрачную безнадежность.
В целом, вторая часть “Джокера” вышла весьма неоднозначной. С точки зрения идеи, которую хотел показать автор, сиквел справился на ура. Однако у многих зрителей возникли вопросы как раз к этой идее – ожидания абсолютно не оправдались. И все же то, с какой стороны Тодд Филлипс показал самого известного злодея DC (и не только), заслуживает вашего внимания. Сайбероценка фильма “Джокер: Безумие на двоих” – 7/10.